Учебный справочник по "Организационному поведению"
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Магнитогорский государственный университет
Организационное поведение
Учебный справочник для студентов дневного и заочного отделений специальности «Менеджмент организации»
Магнитогорск 2006
Рецензент: Начальник отдела организационной культуры, управления персонала ОАО «УРАЛАЗ» г. Миасс Феськов А.А.
Мусийчук С.В. Организационное поведение: Учебный справочник. - Магнитогорск, 2006. – 40 с.
В учебном справочнике приводятся темы и краткое содержание курса «Организационное поведение», приводится выдержка из государственного образовательного стандарта, высшего профессионального образования по специальности 061100 - "Менеджмент организации". В справочнике содержится словарь основных терминов, диагностическая контрольная работа, перечень примерных вопросов для самостоятельной работы, примерный перечень вопросов к экзамену, а также учебно-методическое обеспечение, включая Интернет ресурсы. Учебный справочник представляет интерес, прежде всего для студентов, дневного и заочного отделений обучающихся по специальности «Менеджмент организации», а также для всех интересующихся вопросами управления и психологии управления.
© Мусийчук С.В. 2006 http://www.mgn.ru/~mus
© Магнитогорский государственный университет 2006
Оглавление
Введение в курс «Организационное поведение»
Темы и краткое содержание курса
Словарь основных терминов
Диагностическая контрольная работа
Вариант 1.
Вариант 2.
Контрольные вопросы
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
Учебно-методическое обеспечение курса.
Рекомендуемые источники и литература (основная)
Рекомендуемые источники и литература (дополнительная)
Введение в курс «Организационное поведение»
Целью курса «Организационное поведение» (ОП) является приобретение теоретических знаний и практических навыков по современным формам и методам воздействия на поведение личности, группы, для повышения эффективности работы организации.
Основными задачами курса ОП являются: - раскрытие представлений о современном состоянии и тенденциях развития науки об управлении ОП; - рассмотрение схем разработки проектов организационных систем, - раскрытие методов описания поведения работников, групп, организаций; - изучение способов изменения поведения индивида, группы в соответствии с критериями эффективности работы организации.
Данный курс относится к блоку общепрофессиональных дисциплин, и базируется на курсах «Основы менеджмента», «Теория организации», «Психология и педагогика», «Социология».
В результате изучения курса студенты должны узнать: - основные теории поведения человека в организации;
- основные психологические характеристики личности с точки зрения формирования поведения;
- особенности проявления характеристик личности в организации;
- механизм мотивационного процесса, и возможности модификации поведения индивида, групп под воздействием организации;
- современные тенденции в формировании и развитии групп, внедрении новых форм создания групп;
- функции управления и связанные с нимизадачи лидерства по созданию условий эффективного менеджмента;
- уметь различать основные виды рациональных коммуникативных процессов и форм делового общения;
- применять основные методы преодоления сопротивления нововведениям,
- применять способы формирования конкретного поведения, использовать приемы преодоления стрессов;
- основные проблемы адаптации личности и процесса управления карьерой личности, осуществляемой в организации;
- использовать особенности поведения сотрудников для повышения эффективности деятельности организации, применять механизмы формирования привлекательного клиентурного поведения;
- формировать эффективное поведение организации с учетом факторов, влияющих на организационную культуру мультинациональных организаций.
Организационное поведение — это область знаний о том, как люди ведут себя в организации, и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы.
История дисциплины ОП. История ОП берет свое начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Д. Хауелома, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес-школ. Их выводы свидетельствовали, что преподавание таких дисциплин, как управление, психология бизнеса не в полной мере отражает потребности руководителей. В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс. В 1999 г. в России было переведено на русский язык седьмое издание этого учебника, которое стало первым академическим учебником по ОП на русском языке [Люнтес Ф. Организационное поведение / Пер.с англ. – М., 1999.]. Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации. Признание организационного поведения как науки. Организационное поведение как новая научная дисциплина начала развиваться приблизительно в 1948-1952 гг. В настоящее время ОП реально превратилось в конкретную область научных знаний, связанную с практикой эффективного управления современными организациями. В будущем эта тенденция должна еще более укрепиться.
Возрастание практического значения ОП. Несмотря на усложнение проблем на всех уровнях анализа — личностном, групповом и организационном, — сохранится и будет развиваться ориентация ОП на практическое использование в управлении компании. Это означает разработку доступных, понятных и применимых методов, использование которых в управлении людьми позволит организации достигать своих целей с максимальной пользой. Изменение поведенческих парадигм. Осознание того, что люди — ценнейший ресурс организации, приводит к изменению поведенческих парадигм, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. Поведение организации становится все более направленным в сторону социальной справедливости в отношении работников, соблюдения баланса интересов работников и компании, социальной отзывчивости и ответственности перед обществом.
Разработка новых моделей ОП. Изменения, происходящие во внешней и внутренней среде организации, появление новых видов организаций, новых парадигм и знаний о человеческом поведении определяют необходимость разработки и реализации на практике новых, отвечающих требованиям времени, моделей ОП. В новых моделях получают воплощение идеи партнерства, командной работы, вовлечения, самоконтроля, ориентации на удовлетворение потребностей более высокого порядка, самореализации, высокого качества трудовой жизни. Усиление роли и значения организационной культуры в ОП. Организационная культура приобретает все большее значение в поведении организации. Примером тому служит появление новых видов организаций, отличительным признаком которых является организационная культура (предпринимательская организация, самообучающаяся организация и т.п.). Усиление влияния внешней среды на ОП. Внешняя среда современных организаций характеризуется высоким уровнем сложности, динамичности и неопределенности. Ее влияние на поведение организации усиливается, что определяет необходимость в постоянных организационных изменениях. Высока потребность в изучении поведения организации во внешней среде, дальнейшей разработки проблем ОП на организационном уровне, поиска подходов и методов адаптации, взаимодействия и влияния на внешнюю среду.
Изучение международных аспектов ОП. До недавнего времени международный аспект не имел такого большого значения в бизнесе. Однако реализация многих международных проектов оказалась намного сложнее, чем предполагалось из-за того, что не принимался во внимание человеческий фактор, связанный с различием в поведении людей в разных культурах. Возникло понимание того, что необходимо изучать особенности национальных культур и их влияние на ОП. Эта тенденция будет развиваться в направлении исследования особенностей ОП в мультинациональных компаниях, разработки подходов и методов повышения межкультурного взаимодействия, культурной адаптации, мотивации, лидерства, принятия решений, управления персоналом в разных культурах.
Структура учебного пособия охватывает основные вопросы дисциплины и содержит двенадцать глав, соответствующих действующему образовательному стандарту Министерства образования РФ. Список литературы рекомендуемой для более глубокого изучения включает 13 источников, в том числе электронные.
Госстандарт: Выдержка из государственного образовательного стандарта, высшего профессионального образования по специальности 061100 - "Менеджмент организации". Организационное поведение относится к общепрофессиональным дисциплинам, к федеральному компоненту, и включает в себя следующие разделы: теории поведения человека в организации; личность и организация; коммуникативное поведение в организации; мотивация и результативность организации; формирование группового поведения в организации; анализ и конструирование организации; управление поведением организации; лидерство в организации; изменения в организации; персональное развитие в организации; управление нововведениями в организации; поведенческий маркетинг; организационное поведение в системе международного бизнеса.
Темы и краткое содержание курса
Введение в курс «Организационное поведение»
Цель курса ОП. Основные задачи курса. Соотношение курса с другими дисциплинами. Требования к уровню освоения содержания курса. Разделы курса. Определение ОП. История дисциплины ОП. Признание организационного поведения как науки. Возрастание практического значения ОП. Изменение поведенческих парадигм. Разработка новых моделей ОП. Усиление роли и значения организационной культуры в ОП. Усиление влияния внешней среды на ОП.
Тема 1. Теории поведения человека в организации
Понятие поведения. Проблема поведения в организационной теории, в научном менеджменте, классической школе, школе человеческих отношений, теории систем, ситуационном подходе, синергетическом подходе, интеракционистском подходе.
Тема 2. Личность и организация Основа процесса взаимодействия личности и организации. Психологический контракт. Личность. Зависимость личности от обстоятельств. Направленность личности. Способности личности. Темперамент. Характер. Установки. Стереотипы. Эффект ореола. Эффект Кулешова. Атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции. Управление восприятием, или самопрезентация. Стратегии управления впечатлением в организации. Когнитивный диссонанс.
Тема 3. Коммуникативное поведение в организации Коммуникация. Виды коммуникаций. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Основные функции коммуникации. Направления передачи информации. Этапы процесса коммуникации. Потери информации в процессе передачи сообщения. Коммуникативные помехи.
Тема 4. Мотивация и результативность организации Мотивация персонала. Три подхода объясняющих природу трудовой мотивации. Мотивация. Четыре основных этапа процесса мотивации. Потребности. Уровни удовлетворения потребностей: Стимул. Четыре основных формы стимулов. Критерии результативности организации индивидуальная и групповая результативность.
Тема 5. Формирование группового поведения в организации Группа. Теории создания групп: теории близости, теория формирования групп Дж. Хоманса, теории равновесия, теории обмена. Мотивы объединения людей в группы. Феномен социальной лености. Социальная фасилитация. Стадии развития групп: начальная стадия (формирование), внутригрупповой конфликт, обеспечение сплоченности членов группы, стадия наивысшей работоспособности и производительности, заключительная стадия. Размер эффективной группы. Групповая сплоченность.
Тема 6. Анализ и конструирование организации Суть эффективного конструирования организации. Основные характеристики эффективной организационной структуры организации. Действия менеджера в процессе проектирования и конструирования организации. Объем (диапазон) управления. Организационное проектирование. Три этапа процесса организационного проектирования. Организационный проект. Организационная структура. Уровень управления. Шесть принципов разработки организационных структур. Правила разработчика технологии управления.
Тема 7. Управление поведением организации Жизненный цикл организации, стадии: создания, роста, зрелости, спада. Корпоративная, организационная культура, основные элементы и свойства. Репутация организации.
Тема 8. Лидерство в организации Лидерство в организации. Теория личностных черт. Поведенческий подход в изучении лидерства. Ситуативные теории лидерства. Власть. Источники власти. Основной постулат власти.
Тема 9. Изменения в организации и управление нововведениями Организационное развитие. Переменные организационных процессов: каузальные, промежуточные, результирующие. Модель развития организации Мак-Кинси «7S». Позитивные результаты и ограничения организационного развития. Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера. Формы сопротивления работников изменениям. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям. Стресс. Стрессоры. Последствия стрессов. Обнаружение стресса. Некоторые приемы нейтрализации стрессов.
Тема 10. Персональное развитие в организации Карьера. Основные составляющим карьерного роста работника: качества, навыки, культура, искусство. Жизненный цикл работника. Моделирование оптимального карьерного роста. Цикл управления карьерой. Карьерный цикл: образование, продвижение, подготовка, стажировка, работа. Период работы в должности. Карьерный цикл: ориентация, расстановка, оценка и отбор.
Тема 11. Поведенческий маркетинг Поведенческий маркетинг. Несколько направлений поведенческого маркетинга: в отношении сотрудников, в отношении клиентов, в отношении поставщиков, в отношении акционеров. Потребительская лояльность. Управление лояльностью клиентов. Компетенция персонала. Жизненный цикл компетенции. Управление поведением. Модели поведения персонала. Управление поведением осуществляется в несколько этапов: выявление форм поведения, поведенческий аудит, разработка стратегии интервенции.
Тема 12. Организационное поведение в системе международного бизнеса Мультинациональная компания. Юридические факторы. Этические факторы. Политические факторы. Экономические факторы. Национальные факторы. Национальная культура. Отношение людей к природе. Отношение ко времени. Индивидуализм или коллективизм. Отношение к формальностям. Религия. Язык. Социальное и личное пространство. Неприятие неопределенности. Мужественность / женственность. Индивидуализм / коллективизм. Дистанция власти.
Диагностическая контрольная работа
Целью проведения диагностической контрольной работы по дисциплине «Организационное поведение» является проверка знаний учебного материала у студентов 4 курса.
Форма проведения: в диагностической контрольной работе, предлагается два варианта. В каждом варианте содержится по двадцать вопросов. В каждом вопросе четыре варианта ответа.
Задача: выберите только один вариант ответа на вопрос, какой вам кажется самым правильным, и отметьте букву в бланке.
Определение оценки: Оценка определяется, исходя из количества правильных ответов, если правильных ответов 19-20 оценка «5», 17-18 оценка «4», 15-16 оценка «3», меньше 15 «неуд».
Контрольные вопросы
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Какие знания, навыки из области менеджмента нужны, чтобы помочь организации стать эффективно действующей? Можно ли использовать только одну группу критериев эффективности при оценке деятельности организации? К каким последствиям это может привести?
2. Организации существуют в жестких условиях рынка. Приведите пример влияния окружающей среды на поведение организации.
3. Почему вид организации (в соответствии с классификацией) предопределяет поведение сотрудников? Приведите пример.
4. Изучение провалов малого бизнеса показало, что владельцы обычно видели причины в экономическом спаде и жесткой конкуренции, тогда как кредиторы более склонны видеть причину провалов в неэффективном менеджменте. Какие в данном случае проявляются атрибуционные склонности? Почему при этом существует разница в атрибуции?
5. Опишите какого-нибудь известного вам человека, который, вероятно, имеет высокий показатель макиавеллизма. Какие особенности его поведения заставили вас сделать такой вывод?
6. Какие группы есть в вашей организации? Приведите пример.
7. Какие отличительные признаки присущи малым группам?
8. Как проявляются межличностные отношения в группе?
9. Охарактеризуйте статус личности в группе, в организации, чем он определяется?
10. Кто и как формирует групповые нормы поведения? Приведите пример групповых норм в организации, в которой вы проходили практику.
11. Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных символов общения?
Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Цель курса ОП. Основные задачи курса.
2. Соотношение курса с другими дисциплинами. История дисциплины ОП.
3. Понятие поведения. Проблема поведения в теориях менеджмента.
4. Взаимодействие личности и организации. Психологический контракт.
5. Личность. Зависимость поведения личности от обстоятельств.
6. Направленность личности. Способности личности. Темперамент. Характер.
7. Установки. Стереотипы. Восприятие. Атрибуция, фундаментальная ошибка атрибуции.
8. Управление восприятием, или самопрезентация. Стратегии управления впечатлением в организации.
9. Коммуникация. Виды коммуникаций. Вербальные коммуникации. Невербальные коммуникации. Письменные коммуникации.
10. Основные функции коммуникации.
11. Направления передачи информации. Этапы процесса коммуникации.
12. Потери информации в процессе передачи. Коммуникативные помехи.
13. Мотивация персонала. Три подхода объясняющих природу трудовой мотивации. Мотивация. Четыре основных этапа процесса мотивации.
14. Потребности. Уровни удовлетворения потребностей.
15. Стимул. Четыре основных формы стимулов.
16. Критерии результативности организации индивидуальная и групповая результативность.
17. Группа. Теории создания групп: теория близости, теория формирования Дж. Хоманса, теория равновесия, теория обмена.
18. Мотивы объединения людей в группы. Групповые феноменны.
19. Стадии развития групп. Размер эффективной группы. Групповая сплоченность.
20. Суть эффективного конструирования организации. Основные характеристики эффективной организационной структуры.
21. Организационное проектирование. Три этапа процесса организационного проектирования. Организационный проект.
22. Жизненный цикл организации, стадии.
23. Корпоративная, организационная культура, основные элементы и свойства. Репутация организации.
24. Лидерство в организации. Теория личностных черт. Поведенческий подход в изучении лидерства. Ситуативные теории лидерства.
25. Власть. Источники власти. Основной постулат власти.
26. Организационное развитие. Переменные организационных процессов: каузальные, промежуточные, результирующие.
27. Модель развития организации Мак-Кинси «7S». Позитивные результаты и ограничения организационного развития.
28. Модель управления организационными изменениями Л. Гейнера.
29. Формы сопротивления работников изменениям. Методы преодоления сопротивления организационным изменениям.
30. Стресс. Стрессоры. Последствия стрессов. Обнаружение стресса. Приемы нейтрализации стрессов.
31. Карьера. Основные составляющим карьерного роста работника.
32. Жизненный цикл работника.
33. Моделирование оптимального карьерного роста. Цикл управления карьерой.
34. Карьерный цикл: образование, продвижение, подготовка, стажировка, работа. Оптимальный период работы в должности.
35. Карьерный цикл: ориентация, расстановка, оценка и отбор.
36. Поведенческий маркетинг. Несколько направлений поведенческого маркетинга.
37. Потребительская лояльность. Управление лояльностью клиентов.
38. Компетенция персонала. Жизненный цикл компетенции персонала.
39. Управление поведением. Модели поведения персонала. Этапы управления поведением в организации.
40. Мультинациональная компания. Аспекты: юридические, этические, политические, экономические, национальные. Национальная культура.
Учебно-методическое обеспечение курса
Рекомендуемые источники и литература (основная)
1. Алиев В.Г. Организационное поведение: Учебник для вузов / В.Г.Алиев, С.В.Дохолян; Минобразования РФ, учеб.-метод. объед. вузов России по обр. в обл. менеджмента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2004. – 310 с.
2. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. 157 с. – (Учебники для программы MBA).
3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 220 с. – (Высшее образование).
4. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., пераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511с.
5. Лютенс Ф. Организационное поведение / Пер. с англ. 7-е изд. — М., 1999.
6. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д.э.н. Г.Р.Латфулина, д.э.н. О.Н.Громовой. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 288 с.: ил. – (Высшее образование).
7. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г.Р.Латфулина, О.Н.Громовой. – СПб.:Питер, 2004.- 432 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
8. Сергеев А.М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
Рекомендуемые источники и литература (дополнительная)
1. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала: Учебно практическое пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 224с.
2. Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник для вузов / В.И.Мухин. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.
3. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П.Панкрухин. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 568 с.
4. Папкин А.И. Основы практического менеджмента: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 288 с. С.14-21
5.Распопов В.М., Распопов В.В. Основы менеджмента. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. -с.126-137.
6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 512 с.
7. Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное поведение (Управление поведением человека в организации): Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999. – 67 с. (электронный вариант).
8. http://www.iteam.ru/ - Технологии корпоративного управления.
9. http://www.markus.spb.ru/ - Управление изменениями в компании.
10. http://www.dist-cons.ru/ - Дистанционный консалтинг. Поддержка малого бизнеса.
на главную

Hosted by uCoz